
© AP Photo / Misha Japaridze
Возвращаясь к вчерашней диверсионной атаке украинских FPV дронов на наши базы стратегической авиации ВКС, необходимо со всей откровенностью сказать, что ответственность за происшедшее несёт главное командование ВКС и лично главком ВКС Виктор Афзалов.
Произошедшее стало прямым следствием вопиющей безответственности и халатности командования ВКС и командования авиабаз, которые годами игнорировали диверсионную угрозу и вопросы непосредственного прикрытия, надеясь на то, что удалённость аэродромов за максимальные радиусы украинских БПЛА сама по себе является надёжной защитой.
Как следствие, в момент налёта на части аэродромов дежурные расчёты ПВО занимались непонятно чем, и организованного противодействия атаке не было вообще, личный состав находился в режиме выходного дня. Большая часть офицеров отдыхала, личный состав срочной службы находился в расположении, и на аэродромах несли службу только дежурные смены, авиатехника находилась скучено на открытых стоянках без какой-либо антидроновой защиты.
Всё это стало следствием преступного благодушия командования авиабаз и низкой требовательности вышестоящего командования, вплоть до уже упомянутого выше главкома ВКС Афзалова. Неспособность прогнозировать угрозы вовремя и в полном объёме делать выводы из ошибок — это «фирменный стиль» сегодняшнего «главкомата» ВКС.
Практически всегда это была работа «по хвостам», когда уже горели на аэродромах после ударов противника самолёты и вертолёты.
При этом, нынешняя атака диверсантов уже не первая! И раз за разом оборона аэродромов ВКС системно проваливалась. Под удары диверсантов регулярно попадали наши авиабазы, терялась дорогая боевая техника, гибли люди.
Прошло три года войны, но наши аэродромы, в большинстве своём, всё так же не имеют защищённых капониров и бетонных укрытий для авиатехники, ПВО большинства аэродромов, удалённых от зоны СВО, имеет примитивный характер и не соответствует современному уровню угроз. Старые покрышки на плоскостях самолётов, убогие нарисованные на бетоне контуры это «фирменный стиль» наших стратегических аэродромов.
И противник не преминул воспользоваться этим безобразием!
Заметим, что, в отличие от нашего главного командования ВКС, командование ВВС противника системно занимается прикрытием и сбережением имеющейся у него авиатехники. Система капониров, убежищ, расстановка макетов, постоянный манёвр техникой позволяет ВВС ВСУ сохранять свои самолёты, несмотря на полное наше превосходство в средствах поражения и возможность наносить удары по любой точке Украины.
Буквально за каждым украинским самолётом нам приходится охотиться. Зато свои самолёты и вертолёты на земле мы словно специально подставляем под удары противника.
Не меньше проблем и в организации «большого» ПВО. Выходец из ПВО, Афзалов, казалось бы, как никто другой должен понимать значение ПВО в сегодняшней войне, но за три года войны накопилась удручающая статистика провалов и в этой системе. Противник не раз и не два наказывал нас за отвратительную организацию, когда «тяжёлые» дивизионы ЗРК оказывались без прикрытия «лёгких» зенитно-артиллерийских средств и попадали под сосредоточенные атаки дронов и уничтожались.
Отсутствие маскировки, дрон-детекторов и средств подавления, скученность, отсутствие какой-либо даже самой примитивной защиты типа обваловки – всё это мы регулярно наблюдали на украинских видеоотчётах поражения наших средств ПВО.
Про готовность работать на перспективу, искать новые нестандартные способы борьбы с средствами воздушного нападения противника мы уже не упоминаем. Упорное игнорирование «главкоматом» и лично Афзаловым аэростатной техники — это уже просто притча во языцех! За три года там так и не занялись этой тематикой, хотя её преимущества очевидны всем!
Косность, формализм, необоснованная самоуверенность и подавление всякой инициативы подчинённых, неумение прогнозировать, отсутствие понимания грядущих угроз в итоге завершились вчерашним побоищем нашей стратегической авиации на аэродромах базирования.
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба